Правовые акты Волгоградской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Администрации Волгоградской области от 01.04.2024 N 222-п "Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Волгоградской области на период до 2030 года"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 01 апреля 2024 г.

N 222-п

 

 

Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Волгоградской области на период до 2030 года

 

 

Администрация Волгоградской области   п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития внешнеэкономических связей Волгоградской области на период до 2030 года.

2. Определить комитет экономической политики и развития Волгоградской области координирующим органом по реализации Стратегии развития внешнеэкономических связей Волгоградской области на период до 2030 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

 

 

Губернатор

Волгоградской области                                                                     А.И.Бочаров

 


УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением

Администрации

Волгоградской области

 

от 01 апреля 2024 г N 222-п

 

 

СТРАТЕГИЯ

 

развития внешнеэкономических связей Волгоградской области на период до 2030 года

 

1. Общие положения

 

Стратегия развития внешнеэкономических связей Волгоградской области на период до 2030 года (далее именуется – Стратегия ВЭС) разработана в целях создания эффективной системы внешнеэкономической деятельности Волгоградской области с учетом географической структуры внешнеэкономической активности организаций Волгоградской области, геополитического положения региона, а также приоритетов его развития в условиях недружественного отношения ряда стран в отношении Российской Федерации.

Содействие в развитии внешнеэкономической деятельности Волгоградской области заключается в создании благоприятных условий для увеличения объемов внешнеторгового товарооборота, сегментов занимаемых товарных рынков.

Правовую основу Стратегии ВЭС составляют следующие основные документы:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 04 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества";

Указ Президента Российской Федерации от 08 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 2023 г. N 642 "Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N 2577-р;

Закон Волгоградской области от 04 декабря 2002 г. N 762-ОД "О международных и внешнеэкономических связях Волгоградской области";

Закон Волгоградской области от 14 февраля 2019 г. N 6-ОД "Об отдельных вопросах в сфере приграничного сотрудничества в Волгоградской области";

Закон Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года";

постановление Губернатора Волгоградской области от 07 ноября 2013 г. N 1128 "О координации международных и внешнеэкономических связей Волгоградской области";

постановление Администрации Волгоградской области от 12 апреля 2021 г. N 153-п "О региональном плане по импортозамещению в Волгоградской области на 2021–2024 годы";

региональная программа "Развитие экспортной деятельности Волгоградской области на период до 2024 года", утвержденная протоколом заседания экспертного совета по экспорту и импортозамещению при Губернаторе Волгоградской области от 25 февраля 2022 г. N АСП-95 (далее именуется – Региональная программа);

иные правовые акты Российской Федерации, Волгоградской области, регулирующие отношения в сфере внешнеэкономических связей.

 

2. Цели, приоритеты и задачи внешнеэкономических связей

 

Целью Стратегии ВЭС является создание в Волгоградской области условий, в которых:

организации Волгоградской области располагают оптимальными условиями для выхода на внешние рынки или для расширения географии своего присутствия на внешних рынках;

Волгоградская область обладает возможностями удовлетворения потребностей на международном уровне в таких сферах как промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, туризм и иные сферы;

формируется вектор стратегического развития Волгоградской области к инновационному социально ориентированному типу регионального развития с эффективными конкурентоспособными секторами.

К основным приоритетам развития внешнеэкономических связей относятся:

развитие основных отраслей экономики Волгоградской области, включая промышленность, сельское хозяйство, торговлю, медицинский туризм, здравоохранение, образование и другие;

расширение географии присутствия организаций Волгоградской области на внешних рынках;

увеличение занимаемых организациями Волгоградской области сегментов мировых рынков;

диверсификация экспорта, в том числе увеличение объемов несырьевого неэнергетического экспорта;

развитие совместных с зарубежными партнерами инвестиционных проектов;

создание условий для роста объема и совершенствования структуры регионального товарооборота с зарубежными партнерами;

развитие транспортно-логистической инфраструктуры как инструмента стимулирования развития внешнеэкономической деятельности;

обеспечение в Волгоградской области технологического суверенитета и создание импортозамещающих производств;

использование преимуществ особых экономических зон, территорий опережающего развития Волгоградской области для увеличения объемов внешнеторгового товарооборота;

содействие обеспечению образовательного потенциала.

Для обеспечения развития внешнеэкономических связей на территории Волгоградской области необходимо решение следующих задач:

формирование благоприятных институциональных, законодательных и иных условий, способствующих эффективному развитию внешнеэкономических связей в Волгоградской области, включая производственную, сельскохозяйственную, образовательную, культурную, туристическую и иные сферы;

создание условий для привлечения иностранных инвестиций и улучшение инвестиционной привлекательности региона;

создание положительного, инвестиционно-привлекательного имиджа Волгоградской области на национальном и международном уровнях;

контроль согласованности действий с органами управления на региональном и муниципальном уровнях по вопросам развития внешнеэкономических связей;

содействие в создании кооперационных внешнеэкономических связей субъектов малого и среднего предпринимательства, крупного бизнеса;

формирование благоприятных условий, способствующих эффективному и сбалансированному развитию конкурентоспособной сферы туризма в Волгоградской области, включая содействие продвижению туристских продуктов и развитию туристской инфраструктуры на региональном и международном уровнях;

совершенствование системы информационного обмена в сфере международных отношений;

иные задачи, направленные на обеспечение развития внешнеэкономических связей на территории Волгоградской области.

Достижение поставленных задач реализуется с учетом конкурентных преимуществ Волгоградской области, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД, и перспективной экономической специализации Волгоградской области, определенной в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.

 

3. География международного сотрудничества Волгоградской области

 

Международное сотрудничество Волгоградской области закреплено в 20 международных соглашениях с 11 странами мира, включая Китайскую Народную Республику, Исламскую Республику Иран, Республику Сербия, Словацкую Республику, Боливарианскую Республику Венесуэла, государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) (Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Казахстан, Республика Азербайджан).

Заключены 34 соглашения между администрациями городских округов, муниципальных районов Волгоградской области и административно-территориальными единицами 22 иностранных государств. В том числе девять соглашений устанавливают побратимские, породненные связи с административно-территориальными единицами шести иностранных государств.

Предприятия Волгоградской области поддерживают широкую географию внешнеэкономических связей. В 2023 году внешнеэкономические связи осуществлялись со 102 странами мира, в том числе осуществлялись экспорт в 82 страны, импорт из 86 стран.

Наибольший объем во внешнеторговом товарообороте региона приходится на торговлю со странами Азии, Европы, СНГ. Основными внешнеторговыми партнерами Волгоградской области являются Турецкая Республика, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Республика Беларусь, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Индия, Республика Узбекистан, Алжирская Народная Демократическая Республика.

В постоянную группу импортируемых товаров вошли машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, текстиль, текстильные изделия и обувь, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, минеральные продукты.

Приоритетными направлениями экспортной составляющей внешней торговли Волгоградской области традиционно выступают минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль, текстильные изделия и обувь.

Способствовать росту экспортного потенциала региона будут предприятия металлургической, химической, машиностроительной отраслей промышленности, производящие нефтегазовое оборудование, транспортные средства и другую продукцию.

Несмотря на складывающую геополитическую ситуацию в сегменте поставок промышленной продукции предприятия Волгоградской области активно развивают существующие торговые связи с дружественными странами, включая страны Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Так, объем экспорта продукции региона в Королевство Саудовская Аравия в 2023 году по сравнению с 2022 годом вырос в 11 раз, Социалистическую Республику Вьетнам – в 4,2 раза, Алжирскую Народную Демократическую Республику – в 2,8 раза.

Более половины от общего объема экспорта несырьевой промышленной продукции в январе–декабре 2023 г. занимал экспорт продукции химической промышленности (53 процента). Значительную долю экспорта несырьевой промышленной продукции составляли металлы и изделия из них (42,3 процента). Экспорт стальных труб большого диаметра вырос на 3,2 процента, прочих полых труб и профилей на 11,9 процента.

В сегменте поставок сельскохозяйственной продукции предприятия Волгоградской области развивают торговые связи со странами Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Активно экспортируется зерно, масличные культуры. Проводится работа по расширению географии поставок. Среди перспективных направлений – Народная Республика Бангладеш, Республика Судан, Исламская Республика Пакистан, Королевство Саудовская Аравия, Государство Ливия, Йеменская Республика.

Региональной программой спрогнозированы данные по основным приоритетным позициям несырьевого неэнергетического экспорта до 2030 года, включая изделия из черных металлов, продукты неорганической химии, алюминий и изделия из него, пластмассы и изделия из них, зерновые культуры, масличные семена, плоды и другие (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Прогноз основных позиций несырьевого неэнергетического экспорта

(млн.долларов США, в фактических ценах)

 

Позиции роста

2020 год

2024 год

(прогноз)

2030 год

(прогноз)

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

Изделия из черных металлов

 

548,8

753,3

954,8

 

Продукты неорганической химии

 

223,9

307,3

389,6

 

Черные металлы

 

159,2

218,5

277,0

 

Зерновые культуры

 

44,2

100,0

120,0

 

Органические химические соединения

 

37,8

51,9

65,7

 

Алюминий и изделия из него

 

35,4

48,5

61,5

 

Корма для животных

 

7,3

7,0

7,4

 

Каучук, резина и изделия из них

 

26,3

36,1

45,7

 

Пластмассы и изделия из них

 

24,9

34,2

43,3

 

Поверхностно-активные органические вещества, моющие средства

 

18,9

26,0

32,9

 

Машины, оборудование, их части

 

16,8

23,1

29,3

 

Изделия из камня, гипса, цемента

 

15,6

21,5

27,2

 

Керамические изделия

 

12,7

17,4

22,1

 

Продукты переработки овощей
и фруктов

 

9,7

8,3

9,0

 

Масличные семена, плоды

 

8,6

10,0

10,5

 

Сера, камни, штукатурные материалы

 

8,1

11,1

14,0

 

Лакокрасочная продукция

 

7,1

9,7

12,3

 

Алкогольные и безалкогольные напитки, уксус

6,1

6,5

7,0

 

 

Основные направления развития внешнеэкономической деятельности до 2030 года в сфере сельского хозяйства по товарным экспортным позициям представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Основные товарные экспортные позиции в сфере сельского хозяйства Волгоградской области до 2030 года

 

Экспортная

продукция

Основные направления поставок1)

1

2

 

 

Масло подсолнечное

Индия, Алжир, Азербайджан, Турция, Египет, Ливан, Судан, Саудовская Аравия, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Китай

 

Пшеница

Турция, Египет, Азербайджан, Кения, Йемен, Алжир, Казахстан, Израиль, Египет, Ливия, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Бангладеш, Бразилия

 

Жмыхи прочие

Узбекистан, Турция, Китай, Израиль, Беларусь, Грузия, Азербайджан

 

Кукуруза

Турция, Ливия, Израиль, Грузия, Армения, Египет, Беларусь, Узбекистан, Китай,  Азербайджан

 

Ячмень

Ливан, Казахстан, Турция, Ливия, Саудовская Аравия, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Киргизия, Беларусь, Ливан, Китай, Тунис, Марокко

 

Зернобобовые

Турция, Египет, Ливан, Узбекистан, Пакистан,
Иордания, Казахстан, Таиланд, Бангладеш, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Саудовская Аравия, Алжир, Киргизия

 

Соки фруктовые

Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Азербайджан, Израиль, Абхазия, Монголия, Киргизия, Туркмения, Южная Осетия, Турция, Армения, Китай, Таджикистан, Грузия

 

Корм для животных

Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Армения, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия, Ирак, Туркмения, Кувейт

 

Принимая во внимание недружественное отношение ряда стран к Российской Федерации, а также учитывая существующую географическую структуру внешнеэкономической активности организаций Волгоградской области, ее геополитическое положение, Региональной программой определены партнеры регионального приоритета – 12 стран, внешнеторговый товарооборот которых за 2023 год в региональном обороте внешней торговли составил 47,6 процента.

Особую роль в развитии международных внешнеэкономических связей имеет развитие транспорта с учетом географического расположения региона на пересечении важных транспортных путей, связывающих Центральную Азию, страны Каспийского бассейна, Ближний Восток и страны Восточной Европы. Важнейшим направлением является международный транспортный коридор "Север-Юг", созданный для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива. В рамках международного транспортного коридора "Север-Юг" активно развивается торгово-экономическое сотрудничество Волгоградской области с прикаспийскими государствами.

Укреплению и расширению международных внешнеэкономических связей Волгоградской области способствует динамичное развитие международного медицинского туризма. За 2021–2023 годы в рамках реализации регионального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг (Волгоградская область)" государственными медицинскими учреждениями Волгоградской области оказаны медицинские услуги 102119 иностранным пациентам. В 2023 году государственными медицинскими учреждениями Волгоградской области оказаны медицинские услуги 33148 иностранным пациентам, включая 17679 пациентов из Республики Узбекистан, 5748 пациентов из Республики Таджикистан, 642 пациента из Республики Казахстан.

Способствует развитию международных внешнеэкономических связей Волгоградской области интенсивное сотрудничество в образовательной сфере. В 2023–2024 учебном году в Волгоградской области обучается 5983 иностранных гражданина в организациях высшего образования и организациях среднего профессионального образования, включая 5793 студента в организациях высшего образования, 190 учащихся в организациях среднего профессионального образования. Наибольшее количество обучающихся приходится на граждан Китайской Народной Республики (315 человек), Республики Казахстан (61 человек), Йеменской Республики (57 человек), Социалистической Республики Вьетнам (33 человека). В федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации обучается 2541 иностранный студент, в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования "Волгоградский государственный технический университет" – 2113 студентов.

 

4. Региональная инфраструктура поддержки внешнеэкономических связей

 

Задачи развития международных и внешнеэкономических связей Волгоградской области связаны с созданием условий для увеличения регионального внешнеторгового товарооборота, расширения географии международного сотрудничества Волгоградской области.

Для реализации поставленных задач на территории Волгоградской области успешно реализуются региональные проекты "Системные меры поддержки и развития экспорта Волгоградской области", "Экспорт продукции АПК" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

В регионе осуществляют деятельность автономная некоммерческая организация (далее именуется – АНО) "Центр поддержки экспорта Волгоградской области", АНО "Центр развития туризма и международного сотрудничества Волгоградской области".

АНО "Центр поддержки экспорта Волгоградской области" постоянно оказывает следующие финансовые и нефинансовые услуги экспортерам, в том числе на безвозмездной основе:

организация обучения экспортно ориентированных субъектов предпринимательства основам экспортной деятельности;

поддержка отдельных экспортных процедур, включая процедуры оформления экспортного контракта;

организация комплекса мероприятий по расширению деловых связей субъектов предпринимательства, зарегистрированных в Волгоградской области, с потенциальными зарубежными контрагентами. В крупнейших социальных сетях созданы страницы АНО "Центр поддержки экспорта Волгоградской области", освещающие вопросы экспортной деятельности Волгоградской области. АНО "Центр поддержки экспорта Волгоградской области" проводится ежегодный региональный конкурс "Экспортер года";

развитие комплексных инструментов стимулирования экспорта, включая акселерационную программу "Экспортный форсаж" АНО дополнительного профессионального образования "Школа экспорта акционерного общества "Российский экспортный центр";

создание и развитие механизмов продвижения продукции региональных компаний за рубеж и прочее.

Содействие международному сотрудничеству также реализуется посредством организации и проведения бизнес-миссий, выставочно-конгрессных мероприятий, продвижения за рубежом бренда Волгоградской области "Сделано в Волгоградской области ".

Также создан информационный ресурс (специализированный интернет-портал) "Внешнеэкономическая деятельность Волгоградской области", осуществляется его наполнение и актуализация.

 

5. Механизмы развития внешнеэкономических связей

 

Для решения задач развития международного экономического сотрудничества в Волгоградской области систематически реализуются следующие механизмы:

организация бизнес-миссий. В 2023 году состоялись три бизнес-миссии – в Республику Беларусь, Республику Армения и бизнес-миссия в онлайн формате с провинцией Мазадаран Исламской Республики Иран. С целью стимулирования внешнеэкономической деятельности АНО "Центр поддержки экспорта Волгоградской области" организовала восемь бизнес-миссий в Республику Армения, Республику Узбекистан, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Арабскую Республику Египет, Республику Индия, Монголию, а также участие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее именуется – МСП) в международных выставках и форумах с организацией коллективных и индивидуальных стендов;

создание рабочих групп по вопросам международного сотрудничества. На территории Волгоградской области создана рабочая группа по вопросам развития международных отношений Волгоградской области с провинцией Мазандаран Исламской Республики Иран;

участие в выставках. В 2023 году в рамках реализации постановления Губернатора Волгоградской области от 31 января 2023 г. N 35 "Об утверждении сводного плана участия органов исполнительной власти Волгоградской области в выставочно-конгрессных мероприятиях, проводимых на территории Волгоградской области, Российской Федерации и за рубежом в 2023 году" проведено 104 выставочно-конгрессных мероприятия, в том числе 21 международное мероприятие;

организация приемов иностранных делегаций. В 2023 году организован прием 14 иностранных делегаций в Волгоградскую область из 8 стран, в том числе из Республики Узбекистан, Республики Армения, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Республики Куба, Гвинейской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Беларусь.

 

6. Реализация единой государственной политики в сфере международного гуманитарного и иного сотрудничества

 

В Волгоградской области проводится систематическая работа по установлению международных связей, взаимодействию со странами СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС.

К основным направлениям развития международных связей относится сотрудничество:

в культурной сфере (организация артистических и художественных обменов в форме гастрольно-концертной деятельности, участие в культурных мероприятиях, расширение контактов в целях информационного обмена между музеями, библиотеками и прочее);

в образовательной сфере (обучение иностранных студентов, проведение научных и образовательных, историко-патриотических мероприятий с общественными организациями, реализация спортивных и просветительских проектов и прочее);

в сфере туризма (содействие в продвижении туристских продуктов Волгоградской области на внутреннем и мировом туристских рынках, включая привлечение инвестиций в сферу туризма, установление и развитие международных и межрегиональных связей Волгоградской области в сфере туризма).

Администрация Волгоградской области осуществляет международное сотрудничество по широкому кругу вопросов со странами СНГ в сферах торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, туризма и иных. Этому способствуют высокий уровень двустороннего сотрудничества и выстроенные торговые и кооперационные связи между предприятиями, реализация взаимовыгодных проектов.

Республика Беларусь - один из главных стратегических партнеров Волгоградской области. В рамках соглашения между Администрацией Волгоградской области (Российская Федерация) и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве от 13 октября 2021 г. регион активно сотрудничает с Республикой Беларусь по таким направлениям, как промышленность, агропромышленный комплекс, образование, наука и техника, культура и искусство, физическая культура и спорт.

В производственной кооперации с белорусскими партнерами традиционно участвуют ведущие промышленные и сельскохозяйственные предприятия региона. Последовательно развиваются культурные и гуманитарные связи, в том числе за счет прямых контактов между организациями образования, науки, культуры, спорта, общественными организациями Волгоградской области и Республики Беларусь. На постоянной основе осуществляется взаимодействие с Волгоградской городской общественной организацией "Землячество белорусов", основными целями деятельности которой являются сохранение и развитие белорусского языка, традиций и культуры, оказание содействия участию граждан в просветительской и благотворительной деятельности.

Поступательным развитием и эффективным взаимодействием характеризуются взаимоотношения с Республикой Узбекистан по всем направлениям в рамках:

Соглашения между Ташкентской областью Республики Узбекистан и Волгоградской областью Российской Федерации от 15 августа 1996 г.;

Соглашения между Администрацией Волгоградской области Российской Федерации и Правительством Республики Каракалпакстан о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве от 27 февраля 1997 г.;

Договора о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Администрацией Волгоградской области Российской Федерации и Хокимиятом Самаркандской области Республики Узбекистан от 23 апреля 1999 г.;

Меморандума о взаимопонимании между Администрацией Волгоградской области (Российская Федерация) и Хокимиятом Хорезмской области (Республика Узбекистан) от 20 июня 2019 г.

Успешно развивается сотрудничество, связанное с поставками узбекской сельскохозяйственной продукции, ориентированное на развитие российского экономического влияния в республике, способствующее продвижению отечественных технологий и созданию соответствующей инфраструктуры.

Волгоградская область экспортирует в Республику Узбекистан такие виды продукции, как черные металлы, топливо, нефтепродукты, продукты неорганической химии, органические и неорганические соединения, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, продукция мукомольно-крупяной промышленности, алюминий и изделия из него, черные металлы.

Двустороннее сотрудничество Волгоградской области с Республикой Узбекистан осуществляется в том числе и в гуманитарной сфере. На базе Ташкентского государственного аграрного университета функционирует центр русского языка и культурного наследия "Волга", открытый в 2019 году при участии руководства представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в Республике Узбекистан, целью которого является популяризация русского языка среди узбекских студентов, качественное повышение уровня знаний русского языка, а также знакомство с классической и современной литературой, историческим и культурным наследием России. Открытие центра русского языка и культурного наследия "Волга" позволяет привлекать студентов из Республики Узбекистан в волгоградские университеты. Высшие учебные заведения Волгоградской области осуществляют сотрудничество с 23 высшими образовательными организациями Республики Узбекистан.

Администрацией Волгоградской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в регионе, на системной основе организована работа по поддержанию баланса в развитии межрегиональных связей с Республикой Армения и Республикой Азербайджан, а также по установлению дружеских отношений с Республикой Южная Осетия.

 

7. Приграничное сотрудничество

 

Особую роль в развитии международных связей и сотрудничества региона имеет приграничное положение Волгоградской области с Республикой Казахстан.

Волгоградская область граничит с Западно-Казахстанской областью Республики Казахстан в Старополтавском и Палласовском муниципальных районах Волгоградской области.

Республика Казахстан является одним из основных партнеров внешнеэкономической деятельности Волгоградской области.

Приграничное сотрудничество Волгоградской области включает мероприятия, направленные на поддержку двухсторонних связей с Республикой Казахстан, в рамках:

Соглашения между Администрацией Волгоградской области (Российская Федерация) и Акиматом Западно-Казахстанской области (Республика Казахстан) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 16 сентября 2015 г.;

Соглашения о сотрудничестве между библиотеками государств - участников СНГ приграничных территорий (на уровне районов) от 01 августа 2014 г. Межмуниципальное взаимодействие осуществляется между муниципальным казенным учреждением культуры "Палласовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" и государственным учреждением "Централизованная библиотечная система п.Жанибек" Западно-Казахстанской области Республики Казахстан;

Соглашения о сотрудничестве между Союзом "Волгоградская торгово-промышленная палата" и Палатой предпринимателей Западно-Казахстанской области Республики Казахстан от 20 января 2021 г. N 05;

Меморандума о намерениях от 05 декабря 2022 г., заключенного между объединением юридических лиц "Казахстанская ассоциация медицинского туризма" и комитетом здравоохранения Волгоградской области в рамках поддержки проектов развития медицинского туризма;

Меморандума о намерениях от 17 мая 2023 г., заключенного между объединением юридических лиц "Ассоциация медицинского туризма города Алматы" и комитетом здравоохранения Волгоградской области в рамках поддержки проектов развития международного медицинского туризма.

Интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество Волгоградской области и Республики Казахстан. По итогам 2023 года Республика Казахстан занимает второе место во внешнеторговом обороте Волгоградской области среди 102 стран-партнеров.

Укрепляются международные связи в сфере международного  медицинского туризма, образования, культуры. Граждане Республики Казахстан  активно обращаются за медицинской помощью в рамках медицинского туризма. В период с 2019 по 2023 годы в рамках реализации регионального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг (Волгоградская область)" Республика Казахстан занимает пятое место из 149 стран, граждане которых обращались за медицинской помощью в государственные медицинские учреждения Волгоградской области. В приграничных районах при участии казахской общины региона регулярно проводятся различные культурные и социально направленные мероприятия – образовательные конференции, художественные конкурсы, праздничные программы, фестивали.

В сфере экологии и защиты окружающей среды совместно с казахской стороной регулярно проводятся мероприятия по сохранению популяции сайгаков, предотвращению браконьерства.

 

8. Оценка эффективности реализации Стратегии ВЭС

 

Эффективность реализации Стратегии ВЭС во многом определяется своевременностью и полнотой оказываемой информационно-консультационной, финансовой поддержки субъектам внешнеэкономической деятельности региона. Основные показатели оценки эффективности Стратегии ВЭС представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3

 

Основные показатели оценки эффективности Стратегии ВЭС

 

N

п/п

Показатели и единицы измерения

2021 год

2022 год

2023 год

 

2030 год (прогноз)

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

1.

Объем инвестиций в основной капитал, млрд.рублей

 

186,1

216,5

291,4

363,82)

2.

Количество заключенных соглашений, меморандумов, единиц

 

19

20

20

 

3.

Объем внешнеторгового товарооборота, млн.долларов США

 

4050,1

 

 

 

4.

Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн.долларов США, в том числе:

 

1407,9

 

 

23303)

 

объем несырьевого неэнергетического экспорта в части про-мышленных товаров

 

1149,7

 

 

18003)

 

объем несырьевого неэнергети-ческого экспорта в части сельскохозяйственной продукции и продовольствия

 

223,1

 

 

3803)

5.

Количество проведенных выставочно-конгрессных мероприятий международного формата, единиц

 

13

16

21

10 

6.

Участие в межрегиональных форумах и конференциях,
а также в заседаниях меж-правительственных комиссий, подкомиссий, рабочих групп, единиц, в том числе:

 

21

25

38

17

 

по вопросам межрегиональ-ного сотрудничества

 

20

22

31

15

 

по вопросам международного сотрудничества

 

1

3

7

2

7.

Количество проведенных выста-вочно-конгрессных мероприятий международного формата с участием предста-вителей делового сообщества – субъектов МСП, единиц

 

21

17

25

 

8.

Количество субъектов МСП, заключивших контракты, единиц

 

46

40

39

 

9.

Объем поддержанного экс-порта субъектам МСП, млн.долларов США

 

20,21

21,46

15,69

 

10.

Количество иностранных граж-дан, подтвердивших владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, человек4)

 

6380

4097

4837

 

11.

Количество курсов изучения русского языка для мигрантов, детей мигрантов, единиц5)

11

11

24

 

 

__________________________________________

1) В таблице 2 используются сокращенные названия стран в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14 декабря 2001 г. N 529-ст.

2) По данным Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД.

3) По данным паспорта Региональной программы.

4) По данным комитета по труду и занятости населения Волгоградской области.

5) По данным комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.

Постановление Администрации Волгоградской области "Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Волгоградской области на период до 2030 года" от 01.04.2024 N 222-п