Постановление Губернатора Волгоградской области от 29.12.2024 N 231 "О внесении изменений в постановление Губернатора Волгоградской области от 11 мая 2023 г. N 233 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГУБЕРНАТОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 декабря 2024г.
N 231
О внесении изменений в постановление Губернатора Волгоградской области от 11 мая 2023 г. N 233 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года"
П о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденную постановлением Губернатора Волгоградской области от 11 мая 2023 г. N 233 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора
Волгоградской области Е.А.Харичкин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 29 декабря 2024 г N 231
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в Cтратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденную постановлением Губернатора Волгоградской области от 11 мая 2023 г. N 233 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года"
1. В Cтратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной постановлением Губернатора Волгоградской области от 11 мая 2023 г. N 233 "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года" (далее именуется – Стратегия):
1.1. В разделе 1 в подразделе 1.1:
1) в абзаце десятом слова "21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" заменить словами "07 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", слова "цифровая трансформация" заменить словами "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы";
2) дополнить подраздел абзацем шестым следующего содержания:
"Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";".
1.2. В разделе 3 в подразделе 3.1:
1) абзацы пятый, девятнадцатый, двадцатый, двадцать пятый изложить в следующей редакции:
"Цифровизация процедур в строительстве направлена как на решение конкретных отраслевых задач, так и на достижение к 2030 году показателей "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ.";
"К строительной и градостроительной информации относятся схемы территориального планирования, мастер-планы, единые документы территориального планирования и градостроительного зонирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировок территорий и проекты межевания территорий, результаты инженерных изысканий, проектная, исполнительная и рабочая документация для строительства и реконструкции, разрешение на строительство, уведомление о планируемом строительстве, акты проверок, уведомление об окончании строительства и многое другое.
Данные сведения консолидируются в ГИСОГД.";
"В рамках цифровизации строительной отрасли и градостроительной деятельности, а также достижения вышеуказанных задач на территории Волгоградской области в регионе предусмотрены следующие мероприятия:";
2) абзац двадцать шестой исключить;
3) дополнить подраздел абзацами девятнадцатым–двадцать первым следующего содержания:
"В состав цифровой вертикали строительной отрасли входят следующие информационные системы: ИСУП – информационная система управления проектами государственного заказчика в сфере строительства, ЕЦПЭ – единая цифровая платформа экспертизы, ГСН – информационная система государственного строительного надзора, ГИСОГД – государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности, информационные системы проектной/подрядной организации.
Одной из цифровых платформ развития строительной отрасли является ИСУП, внедрение которой позволит консолидировать и обрабатывать информацию о ходе реализации объектов капитального строительства и обеспечит формирование исполнительной документации в электронном виде. ИСУП открывает возможности для эффективного управления строительными процессами и достижения национальных целей развития государства.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 13 марта 2024 г. N 156-п "Об особенностях формирования и ведения исполнительной документации при строительстве и (или) реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств областного бюджета" с 01 января 2025 г. государственные и муниципальные заказчики Волгоградской области переходят на ведение исполнительной документации объектов капитального строительства в цифровом формате.";
4) дополнить подраздел абзацем следующего содержания:
"внедрение ИСУП.".
1.3. В разделе 4:
1) абзац четвертый дополнить словами ", а также запуском программы льготной ипотеки на индивидуальные жилые дома";
2) подраздел 4.6 изложить в следующей редакции:
"4.6. Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан
В регионе на постоянной основе осуществляются меры государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан (ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г., ветераны Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, медицинские работники, граждане, имеющие трех или более детей), а также детей-сирот и молодых семей в рамках государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области".
Задачами указанной государственной программы являются:
удовлетворение потребности детей-сирот в обеспечении жилыми помещениями, соответствующими современным требованиям;
оказание финансовой поддержки молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях;
обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, установленных законодательством;
создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации;
увеличение объема жилищного строительства;
улучшение жилищных условий граждан;
обеспечение строительства (реконструкции) и проведения капитального ремонта объектов государственной собственности Волгоградской области;
стимулирование развития жилищного строительства в Волгоградской области, в том числе путем обеспечения условий для развития архитектуры и градостроительства Волгоградской области, а также функционирования и развития информационных систем обеспечения деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области.
Ожидаемые эффекты от реализации задач государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области":
создан специализированный жилищный фонд Волгоградской области для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе маневренный фонд специализированного жилищного фонда Волгоградской области;
улучшены жилищные условия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа за счет выдачи жилищных сертификатов;
оказано содействие молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства;
улучшены жилищные условия граждан путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья;
обеспечено расселение непригодного для проживания жилищного фонда;
реализованы мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 г.;
улучшены жилищные условия граждан, за исключением граждан, улучивших жилищные условий путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья;
развивается жилищное строительство на территории Волгоградской области;
капитально отремонтированы объекты государственной собственности (включая проектирование);
осуществлено проектирование, строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Волгоградской области;
увеличен объем жилищного строительства;
обеспечены условия для развития архитектуры и градостроительства Волгоградской области;
обеспечено функционирование и развитие информационных систем обеспечения деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области.
Кроме того, в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", регион принимает участие в обеспечении жильем:
граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания и включенных территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.
В рамках государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области" в 2022 году решен жилищный вопрос 42 граждан и 319 семей.
Кроме того, выдано 80 сертификатов семьям, имеющим трех и более детей, 40 жилищных сертификатов медицинским работникам, обеспечены жильем 470 лиц из числа детей-сирот.
В ходе I этапа реализации Стратегии (2023–2024 годы) планируется решить жилищный вопрос 63 граждан/семей, относящихся к отдельным категориям, и не менее 494 молодых семей, а также улучшить жилищные условия с использованием жилищных сертификатов 187 медицинских работников и 186 семей, имеющих трех и более детей, обеспечить жильем 1029 лиц из числа детей-сирот.
Успешная реализация указанных мероприятий в 2025–2035 годах (II этап реализации Стратегии) позволит обеспечить жильем не менее 30 граждан/семей, относящихся к отдельным категориям, и не менее 1710 молодых семей, улучшить жилищные условия не менее 8739 лицам из числа детей-сирот.
Кроме того, планируется ежегодно предоставлять по 100 сертификатов гражданам, имеющим трех и более детей, и медицинским работникам и обеспечивать жилыми помещениями в среднем 900 детей-сирот.
Потребность региона в жилых помещениях для выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан определяется на основании информации органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и учитывается при актуализации мероприятий государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области".";
3) дополнить раздел подразделом 4.7 следующего содержания:
"4.7. Кадровое, научное и ресурсное обеспечение
строительной отрасли
4.7.1. Профессиональная трансформация
По состоянию на 2022 год в строительной отрасли занято 95,5 тыс.работников.
Ежегодный выпуск осуществляющих подготовку по строительным специальностям образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций составляет до 1,2 тыс.человек (из них 750 человек – по образовательным программам высшего образования).
Вызовами являются:
недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики и научными и образовательными организациями;
соответствие не в полной мере профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов требованиям, предъявляемым к персоналу в контексте развития технологий строительного производства.
Задачами являются:
приведение профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов в соответствие с запросами строительной отрасли;
формирование управленческого кадрового резерва строительной отрасли (для предприятий и государственных организаций строительной отрасли);
развитие схем и форматов подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования (краткосрочного обучения и переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки) с учетом перехода строительной отрасли на технологии, повышающие производительность труда, цифровые технологии и обновленных требований к инвестиционно-строительному циклу;
повышение престижности строительных профессий, создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность в сфере строительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
разработка рекомендаций к профильным образовательным программам, определение списка приоритетных строительных профессий на постоянной основе;
формирование плана мероприятий (дорожной карты), предусматривающего в том числе изменение образовательных программ по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства в целях ускоренного вовлечения в производственные процессы;
проведение мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных заказчиков с учетом перехода отрасли на цифровые технологии;
ежегодный прогноз потребности в кадрах для строительной отрасли Волгоградской области;
внедрение стандартов, обеспечивающих современные и комфортные условия осуществления деятельности строителей, соответствующие нормативным требованиям, а также цифровых методов контроля на объектах капитального строительства.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
обеспечено соответствие профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов потребностям строительной отрасли;
обеспечена профессиональная переподготовка (повышение квалификации) не менее 500 квалифицированных специалистов для строительной отрасли в год.
4.7.2. Развитие научной деятельности в строительстве
В современных условиях внедрение инноваций является ключевым фактором повышения эффективности и конкурентоспособности строительной отрасли. Их разработка и внедрение невозможны без развития отечественной науки и привлечения существенных ресурсов (трудовых, финансовых, организационных).
С целью развития научной деятельности в институте архитектуры и строительства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волгоградский государственный технический университет" проводятся следующие мероприятия, направленные на обеспечение развития строительной отрасли:
реализуются запланированные мероприятия и выполняются целевые показатели программы "Приоритет-2030";
разрабатываются и реализуются программы дополнительного профессионального образования по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 3719-р;
осуществляется взаимодействие с Международной ассоциацией строительных высших учебных заведений (АСВ) для решения проблем, связанных с совершенствованием высшего строительного образования;
проводятся научно-исследовательские работы фундаментального и прикладного характера и повышение их результативности в части публикационной активности в ведущих российских и международных журналах, защит диссертаций аспирантами и сотрудниками;
осуществляется взаимодействие с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) в проведении исследований по приоритетным направлениям развития фундаментальных научных исследований в сфере архитектуры, градостроительства и строительных наук, развития региональной деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства;
проводится повышение научной квалификации научно-педагогических работников.
Развитие отечественных технологий, их своевременное и эффективное внедрение, а также международное сотрудничество и экспорт таких технологий – условия успешного развития строительной отрасли.
Вызовами являются:
отсутствие развитой цепи "спрос – разработка – внедрение" инноваций в строительстве;
низкий уровень взаимодействия между научными организациями и компаниями строительной отрасли;
дефицит технологий в связи с внешним санкционным давлением со стороны недружественных стран.
Задачами являются:
повышение эффективности и результативности проводимых фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и разработок в области строительства, архитектуры, градостроительства, в том числе по прорывным тематикам, в соответствии с потребностями отрасли, расширение взаимодействия научных организаций с организациями реального сектора экономики;
развитие международного научно-технического сотрудничества;
создание системы вовлечения талантливой молодежи в научную деятельность в области строительства, архитектуры и градостроительства.
Предусмотрены следующие мероприятия:
долгосрочное планирование и регулярная актуализация приоритетных научных проектов, позволяющих формировать конкурентоспособные коллективы, объединяющие исследователей, разработчиков и предпринимателей;
формирование механизмов эффективного взаимодействия науки и реального сектора экономики в целях развития (трансфера) технологий и инноваций;
оборудование совместно с вузами, ссузами региона, строительными организациями отраслевых лабораторий современным научно-технологическим оборудованием и обеспечение доступности научно-исследовательской инфраструктуры для всех отечественных исследователей;
регулярный мониторинг проводимых фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области строительства.
Результаты осуществления указанных мероприятий:
созданы условия для развития научной деятельности, направленной на обеспечение инновационного развития строительной отрасли;
обеспечены условия для оперативного внедрения инноваций, а также для замещения устаревших технологий проектирования и строительства новыми технологиями и решениями отечественной разработки.".
1.4. В разделе 5 подраздел 5.4 изложить в следующей редакции:
"5.4. Формирование комфортной городской среды
Формирование комфортной городской среды является неотъемлемой частью комплексного развития территорий и не может рассматриваться в отрыве от градостроительного планирования, создания городской инфраструктуры, возведения жилья, объектов торгового, культурного, спортивного и иного назначения, создания безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
С целью оценки состояния городской среды разработан индекс качества городской среды, характеризующий уровень комфорта проживания в соответствующем городе. Индекс качества городской среды за 2023 год по Волгоградской области составил 193 балла (на 7 баллов выше по сравнению с 2022 годом). Количество городов с благоприятной городской средой в 2023 году достигло 9 единиц. Доля городов с благоприятной средой составила 47 процентов. В 2019–2023 годах в реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие 19 муниципальных образований Волгоградской области.
Приоритетность благоустройства территории определяется субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями, в том числе по итогам голосования жителей.
Задачами являются:
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой;
ежегодный прирост индекса качества городской среды;
увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
Предусмотрены следующие мероприятия:
создание комфортных и безопасных общественных территорий, сохранение и развитие пространств населенных пунктов;
синхронизация мероприятий по благоустройству с программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта;
формирование и совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей повышение ответственности и активности жителей в вопросах благоустройства;
развитие регионального центра компетенций по вопросам городской среды.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
улучшение качества городской среды в 1,5 раза по отношению в 2019 году;
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой в 2 раза по сравнению с 2019 годом (не менее 11 городов станут городами с благоприятной городской средой);
повышение уровня активности граждан, в том числе обеспечение вовлечения не менее 30 процентов граждан старше 14 лет в решение вопросов развития городской среды;
благоустройство не менее 611 общественных территорий, выполняющих оздоровительные, культурно-эстетические, рекреационные функции.".
2. В приложении к Стратегии в пункте 2.5 подпункты 2.5.1–2.5.4 изложить в следующей редакции:
"2.5.1. | Индекс качества городской среды | баллов | 186 | 193 | 199 | 200 | * | * | Министерство строительства Российской Федерации
|
2.5.2. | Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению
| процентов | 17 | 21 | 25 | 26 | * | * | Министерство строительства Российской Федерации
|
2.5.3. | Количество благоустроенных общественных территорий (нарастающим итогом с 2019 года)
| единиц | 507 | 597 | 611 | 611 | * | * | Министерство строительства Российской Федерации
|
2.5.4. | Доля граждан, принявших участие | процентов | 23,3 | 25 | 30 | * | * | * | Министерство строительства Российской Федерации".
|